ВАЗ 2109, ВАЗ-2108 » Системы зажигания и управления ЭПХХ двигателей ВАЗ-2108, 21081, 21083 » Системы зажигания и управления ЭПХХ 2108, 21081, 21083

Система зажигания – бесконтакт­ная. Состоит из датчика-распреде­лителя, коммутатора, катушки за­жигания, свечей, выключателя за­жигания и проводов высокого и низ­кого напряжения. На часть автомо­билей ранее устанавливали микро­процессорную систему управления двигателем (на основе контроллера «Электроника МС 2713-02″ или «МС 4004″). часть автомобилей для экспорта оснащали системой сниже­ния токсичности согласно нормам США 1983 г. Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опере­жения зажигания. На двигателе 21081 устанавливался датчик-рас­пределитель 40.3706-10 с иными ха­рактеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опереже­ния зажигания, их крышка маркиру­ется отличительной меткой красно­го цвета.

Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его уста­новки. числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во- вторых. распределяет импульсы вы­сокого напряжения («искру») по ци­линдрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик датчика распределителя. Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка датчика-распределителя ус­танавливаются на датчик-распреде­литель только в одном положении, так же как и его валик – в прорезь на торце распределительного вала. В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Проверить работоспособность дат­чика Холла можно, собрав схему, показанную ниже на рисунке. Мед­ленно вращая валик датчика-рас­пределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряже­ние должно резко меняться от мини­мального (не более 0.4 В) до макси­мального (не более, чем на 3 В мень­ше напряжения питания). Если стальной экран с прорезями задева­ет за датчик (определяется по лег­кому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также после частичной разборки датчика- распределителя), проверьте осевой люфт валика (не более 0.35 мм, ре­гулируется подбором шайб) и посад­ку экрана на валике. При необходи­мости замените датчик-распредели­тель в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит и дол­жен заменяться новым (за исключе­нием обрыва проводов между са­мим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Грубо оценить исправность ваку­умного регулятора можно непосред­ственно на автомобиле. На заведен­ном двигателе отсоединяем от шту­цера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь создать в шланге разреже­ние (можно ртом), обороты мотора должны возрасти, а при снятии раз­режения – вновь снизиться. Разре­жение должно сохраняться по край­ней мере несколько секунд, если пе­режать шланг. Визуально в работо­способности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разо­брав датчик-прерыватель  и подавая разрежение к впу­скному штуцеру регулятора. При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 7±1, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку ваку­умного и центробежного регулято­ров опережения зажигания произ­водят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправнос­ти центробежного – заменить дат- чик-распределитель.

Коммутатор типа 3620.3734, или 76.3734. или RT1903. или PZE4022 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы дат­чика в импульсы тока в катушке за­жигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной ме­тодике неремонтопригоден, при по­дозрении на неисправность реко­мендуется заменять. Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов си­стемы зажигания).

Катушка зажигания – типа 3122.3705 – сухая, с замкнутым магни- топроводом. или типа 8352.12, 027.3705. 27.3705.27.3707-01, ATE 1721 – маслонаполненная. с разомкнутым магнитопроводом. Данные для провер­ки: сопротивление первичной обмотки при 25~С – 0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0.42±0.05 Ом (8352.12), вторичной обмотки – 4.08Ю.4 кОм (3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изо­ляции на массу – не менее 50 МОм.

Свечи зажигания – типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопро­тивлением 4-10 кОм).

Высоковольтные провода – с рас­пределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м. Запрещается прика­саться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это мо­жет привести к электротравме. За­прещается также запускать двига­тель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика-прерывателя) – это может привести к прогару изоляции и выхо­ду из строя электронных компонен­тов системы зажигания. Как исклю­чение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на ис­кру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на рассто­янии 5-10 мм от «массы» автомоби­ля. Запрещается удерживать про­вод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).

Выключатель зажигания типа 2108-3704005 или KZ813 с противо­угонным запорным устройством, блокировкой против повторного включения стартера без предвари­тельного выключения зажигания. При повороте ключа в положение «зажигание* подается напряжение на управляющий вход дополнитель­ного реле типа 113.3747-10. кото­рое, в свою очередь, подает напря­жение на катушку зажигания и ком­мутатор. Таким образом, разгружа­ются контакты выключателя зажи­гания.

Блок управления ЭПХХ отключает электромагнитный клапан при уве­личении частоты вращения коленча­того вала до 2100 мин-1 и включает при снижении частоты вращения до 1900 мин~1, если концевой выключатель карбюратора замкнут на массу (педаль «газа» отпущена). При нажа­той педали «газа» (разомкнутом вы­ключателе) клапан включен незави­симо от числа оборотов коленчатого вала. Питание на блок управления подается только при включенном за­жигании, поэтому при выключении зажигания одновременно отключа­ется и клапан (независимо от поло­жения концевого выключателя кар бюратора).

Для проверки работы блока управ­ления подключаем вольтметр, как по­казано на рисунке (срабатывание клапана можно определить и по его стуку, без подключения вольтметра). Отсоединяем провод от концевого выключателя карбюратора и замыка­ем его на «массу». Запускаем двига­тель и, постепенно увеличивая часто­ту вращения коленчатого вала, сле­дим за показаниями вольтметра. По­сле запуска двигателя он должен по­казывать не менее 10 В (клапан от­крыт), а при частоте около 2100 мин-1 напряжение должно резко снизиться до величины не более 0.5 В (клапан – закрыться). После этого медленно понижаем обороты двигателя, при частоте около 1900 мин-1 напряже­ние должно скачкообразно увели­читься до прежней величины (кла­пан – открыться). Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 мин-1 (клапан закрыт) и отсоединяем от «массы* провод концевого выключа­теля карбюратора – клапан должен открыться.

Похожие статьи:

  1. Корректировка угла опережения зажигания
  2. Двигатель 21083
  3. Свечи зажигания
  4. Система зажигания
  5. Двигатель 21081


Рубрики