ВАЗ 2109, ВАЗ-2108 » Система охлаждения » Конструкция системы охлаждения

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной цир­куляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпуск­ным клапанами в пробке расширитель­ного бачка. Выпускной клапан поддер­живает давление в системе на горя­чем двигателе (за счет этого повыша­ется температура кипения жидкости уменьшаются паровые потери), он от­крывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открыва­ется при понижении давления в систе­ме относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем дви­гателе). Тепловой режим работы дви­гателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости – ло­пастной, центробежного типа, приво­дится от шкива коленчатого вала зуб­чатым ремнем привода распредели­тельного вала. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двух­рядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольце подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчат­ка. Расстояние от привалочной по­верхности крышки насоса до наруж­ного торца шкива должно быть 52±0,5 мм. а до наружного (обращен­ного к блоку) торца крыльчатки – 39,8±0.1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей ком­позиции, под которым находится саль­ник. При выходе насоса из строя реко­мендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидко­сти управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термоста­та перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя ради­атор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюра­тора (на двигателях с полуавтоматом пуска – и жидкостную камеру полуав­томатического . пускового устройства). На двигателе 2111, кроме отопителя. жидкость подается к блоку подогрева дроссельного узла. При температуре 87±2°С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной пат­рубок; при этом часть жидкости цирку­лирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С ос­новной клапан полностью открывает­ся, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана дол­жен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикаль­ных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффек­тивности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки со­единены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароот­водной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при темпе­ратуре 99±3°С, а размыкаются при 94±3°С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предо­хранителей). устанавливался другой датчик (ТМ-108). управляющий элект­родвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На дви­гателе 2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управ­ления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости В верхней его час­ти выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлажде­ния двигателя.

Для контроля температуры охлаж­дающей жидкости в головку цилинд­ров двигателя ввернут датчик, свя­занный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 2111 установлен дополнительный датчик температу­ры, выдающий информацию для эле­ктронного блока управления двига­телем.

Похожие статьи:

  1. Заправка системы охлаждения жидкостью
  2. Проверка технического состояния и ремонт системы охлаждения
  3. Система охлаждения
  4. Пробка радиатора
  5. Система охлаждения – снятие, разборка, сборка и установка узлов


Рубрики