ВАЗ 2101, 2102 » Двигатель и его работа » Особенности конструкции двигателя

На автомобили семейства ВАЗ-2101 устанав­ливают четырехцилиндровые карбюраторные двигатели с рядным вертикальным располо­жением цилиндров и верхним расположени­ем распределительного вала. В зависимости от модели или модификации автомобиля мо­гут быть установлены двигатели трех типов:

-   мод. ВАЗ-2101 рабочим объемом 1,2 л. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2101;

-   мод. ВАЗ-21011 рабочим объемом 1,3 л. Устанавливали на автомобили ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021. От двигателей мод. 2101 он отли­чается увеличенным на 3 мм диаметром ци­линдров, поэтому у него другие блок цилинд­ров и поршень. Кроме того, на нем установ­лен карбюратор с другими тарировочными данными, предназначенный для двигателей рабочим объемом 1,3 л;

-  мод. BA3-2103 рабочим объемом 1,45 л. Применяется на автомобилях ВАЗ-21011.

От двигателей мод. 2101 отличается увеличен­ным на 14 мм ходом поршня, поэтому у него другие блок цилиндров и шатунно-поршне­вая группа.

Нумерация цилиндров всех двигателей ве­дется от шкива коленчатого вала. С левой сто­роны головки блока цилиндров около ее ни­жней плоскости отлиты номер каждого цилин­дра и порядок работы цилиндров (1-3-4-2).

Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера в единую чугунную отливку – блок 23 (рис. 1) цилиндров. В ни­жней части блока цилиндров на пяти опорах установлен коленчатый вал 1, отлитый из чугу­на. В качестве подшипников опор коленчатого вала и подшипников шатунных шеек приме­нены тонкостенные биметаллические сталеаллюминиевые вкладыши. Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены самопод­жимными резиновыми манжетами 7 и 25.

В каждом цилиндре двигателя по одному впускному 19 и выпускному 20 клапану. Выпуск­ные клапаны сварные из двух частей: стержня из хромоникельмолибденовой стали и тарелки из хромоникельмарганцевой аали с наплавкой рабочей фаски специальным жаростойким сплавом. Впускные клапаны изготовлены из хромоникельмолибденовой стали. Стержни всех клапанов азотированы, а торцы стержней закалены токами высокой частоты. Клапаны пе­ремещаются в направляющих втулках под дей­ствием кулачков распределительного вала че­рез стальные рычаги 35, опирающиеся одним плечом на сферические головки регулировоч­ных болтов 38, а другим – на торцы стержней клапанов. Регулировочные болты ввернуты во втулки 41 и застопорены гайками 39.

Поршни 32 отлиты из алюминиевого спла­ва и покрыты слоем олова для улучшения прирабатываемости. Юбки поршней сложной геометрической формы: по высоте коничес­кие, с большим основанием внизу юбки, а в поперечном сечении – овальные, с боль­шей осью, расположенной перпендикулярно оси поршневого пальца. Оси отверстий под поршневые пальцы смещены от оси симмет­рии поршней на 2 мм в правую сторону дви­гателя. В канавках поршней установлены два чугунных литых компрессионных кольца и одно, также чугунное, маслосъемное. С ко­ваными стальными шатунами 30 поршни со­единены с помощью стальных цементиро­ванных поршневых пальцев 31 трубчатого се­чения. Поршневые пальцы запрессованы в верхнюю бобышку шатуна с натягом и сво­бодно вращаются в бобышках поршней.

Распределительный вал 18 чугунный, ли­той с закаленными трущимися поверхностями кулачков, установлен в съемном алюминиевом корпусе 17, закрепленном на верхней плоско­сти головки 13 блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава. Он приводится во вращение от коленчатого вала двухрядной роликовой целью 12. Этой же цепью приводит­ся во вращение и вал 43 привода вспомога­тельных механизмов (масляного насоса и рас­пределителя зажигания). Натягивают цепь пру­жинным натяжителем через башмак с наклад­кой. Колебания цепи гасятся успокоителем.

Головка блока цилиндров прикреплена к блоку одиннадцатью болтами. Между голо­вкой и блоком установлена прокладка, изго­товленная из асбестового материала на ме­таллическом каркасе и пропитанная графи­том. Сверху головка блока закрыта стальной штампованной крышкой 16, под которой ус­тановлена уплотнительная прокладка из резинопробковой смеси.

К нижней части блока цилиндров через резинопробковую прокладку прикреплен мас­ляный картер 26, закрывающий полость бло­ка снизу и выполняющий функцию резервуа­ра для масла.

Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Коренные и шатунные подшипники, опоры привода рас­пределительного вала и вал привода масляно­го насоса, кулачки распределительного вала и втулки шестерни привода масляного насоса смазываются под давлением. Маслом, выте­кающим из зазоров и разбрызгиваемым дви­жущимися деталями, смазываются стенки ци­линдров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, цепь привода газораспре­делительного механизма, опоры рычагов при­вода клапанов, стержни клапанов и их направ­ляющие втулки. Система состоит из масляного картера 26, шестеренчатого масляного насо­са 47 с встроенным редукционным клапаном и маслоприемником 48 с сетчатым фильтром грубой очистки масла, из полнопоточного фильтра 46 тонкой очистки масла с перепуск­ным и противодренажным клапанами, датчи­ка контрольной лампы аварийного падения давления масла и масляных каналов.

Система вентиляции картера закрытая, с отводом картерных газов в задроссельное пространство карбюратора (на режиме холостого хода) и в полость воздушного фильтра (на остальных режимах). Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают.

Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, выполненной в ли­тье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров и впускной трубе. Принудитель­ную циркуляцию жидкости в системе обеспе­чивает центробежный жидкостный насос с приводом от коленчатого вала с помощью клинового ремня 11. Для поддержания нор­мальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг си­стемы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из диафрагменного топливного насоса 44 с ме­ханизмом ручного привода, карбюратора, фильтра тонкой очистки топлива и топливных шлангов. Система зажигания состоит из рас­пределителя, установленного в специальном приливе блока цилиндров, катушки высокого напряжения, свечей 42 и проводов высокого напряжения.

Похожие статьи:

  1. Коленчатый вал – конструктивные особенности


Рубрики