Таврия 1102 (ЗАЗ) » Общие сведения » Общие сведения о Таврии 1102

Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» (рис. 1) является новой моделью второй группы особо малого класса, принципиа­льно отличающейся от своих предшест­венников. Новой не только потому, что каждая ее деталь иная, чем у ЗАЗ-968М, а по компоновке и важнейшим техничес­ким решениям.

Переднеприводная (переднемоторная) схема, более современная пришла на смену заднеприводной, заднемоторной, применявшейся ранее на всех автомоби­лях ЗАЗ. Силовой агрегат новой конст­рукции теперь размещается не в задней части кузова, а в передней и расположен поперечно в моторном отсеке. Охлажде­ние двигателя жидкостное вместо воз­душного.

Кузов автомобиля- клиновидной формы, трехдверный, двухобъемный, типа „хэтчбек», пришел на смену двух­дверному, трехобъемному.

Автомобиль получил новое имя «Таврия» (так в древности назывался Крымский полуостров). Оно официально зарегистрировано как торговое наимено­вание. Отныне «Запорожцы» – это мо­дели старых поколений, «Таврия» – нового.

По сравнению с ЗАЗ-968М новая, переднеприводная схема позволила создать на ЗАЗ-1102 более просторный и комфортабельный салон, хотя новый автомобиль короче на 53 мм. Впервые примененная на автомобилях особо малого класса переднеприводная компо­новка с поперечным расположением силового агрегата и передачей крутящего момента на передние колеса позволила значительно увеличить размеры пас­сажирского салона, иметь двухобъемное, легко трансформируемое багажное отделение в пассажирском и грузопас­сажирском вариантах. Сам багажный отсек у ЗАЗ-1102 – чистый, так как запасному колесу отведено место рядом с двигателем. При перевозке крупной клади заднее сиденье складывается, и полезный объем багажника возрастает.

Благодаря большим боковым дверям, боковым гнутым стеклам, передним анатомическим сиденьям с бесступенча­той регулировкой наклона спинок и большим диапазоном продольного пере­мещения, задним довольно широким сиденьям (автомобиль стал шире на 64 мм), обеспечены удобный вход и выход пассажиров, удобная и комфортабельная посадка и езда четырех-пяти человек.

Заметно снижен уровень шума в салоне, более эффективной стала система отопления (жидкостная, действует от системы охлаждения двигателя). Она обеспечивает равномерный прогрев всего салона и его стекол.

Важнейшим показателем автомобиля является его экономичность. Она достиг­нута прежде всего благодаря двигателю с новым процессом сгорания, высокой степенью сжатия, двухкамерным карбю­ратором и отключаемым вентилятором в системе охлаждения. Сказались здесь и сниженная по сравнению ‘ с ЗАЗ-968М новая конструкция шин и пятиступенчатая коробка с ускоряющей высшей передачей, более совершенная аэроди­намическая форма кузова. При езде по условному городскому циклу и на скорости 90 км/ч ЗАЗ-1102 на 30 % эконо­мичнее. Новая модель также быстрее разгоняется.

Благодаря передним ведущим колесам у «Таврии» намного выше курсовая устойчивость. В целом заметно улучши­лись характеристики управляемости, особенно на скользких дорогах. Привод на передние колеса создает основу для более безопасного управления автомоби­лем. Именно эта особенность и способ­ствовала развитию и распространению переднеприводных автомобилей.

Из элементов активной безопасности главные – двухконтурный привод тормозов с диагональной схемой трубо­проводов, передняя подвеска с отрица­тельным плечом обкатки колес (5 мм). Пассивная безопасность обеспечена конструкцией кузова. Как показали испытания по специальной методике, она поглощает энергию удара при аварии и сохраняет заданное пространство в салоне при ударах спереди, сзади и с бо­ков. Испытание лобовым ударом о непод­вижное препятствие выявило, что ветро­вое стекло остается в проеме, а двери не открываются. Кроме этого, автомобиль оборудован инерционными ремнями безопасности, мягкой обивкой стоек кузова, энергоемкими бамперами из ударопрочной пластмассы, травмобезопасной рулевой колонкой и трехслой­ным ветровым стеклом. Топливный бак вынесен в защищенную от ударов зону над задней осью.

Ресурс автомобиля до первого капи­тального ремонта составляет 125 000 км. Кузов автомобиля стал более долговеч­ным за счет хорошей противокоррозион­ной защиты. Перед окраской проводится грунтовка современным методом катафореза (электроосаждения).

Обслуживание автомобиля по сравнению с ЗАЗ-968М снижено вчетверо, а именно с 1,0 до 0,25 чел-ч на 1000 км пробега. Это достигнуто за счет исключе­ния точек периодической смазки, приме­нения узлов с высокой надежностью, а также конструкций, освобождающих от регулировок. На автомобиле установ­лены необслуживаемый аккумулятор, саморегулирующиеся тормоза, шарниры равных угловых скоростей с пожизнен­ным запасом смазки. Узлы шасси вообще не требуют смазки, а бесконтактная электронная система зажигания, привод распределительного вала, шестерни главной передачи не нуждаются в регу­лировках.

Межсезонный интервал – (периодич­ность технического обслуживания) для ЗАЗ-И02 установлен в 15 000 км. Это означает, что в среднем 1 раз в год требуется замена масла в двигателе, масляного и воздушного фильтров. Установленный в ступицах передних колес сдвоенный подшипник не нужда­ется в регулировках.

На «Таврии» значительно уменьши­лась материалоемкость за счет широкого использования легких материалов, упрощения конструкции. Новый силовой агрегат, хотя у него чугунный блок цилиндров, и трансмиссия с пятью пере­дачами (вместо четырех) легче на 30 кг. Это достигнуто более рациональной конструкцией всех деталей. Так, в двигателе их уменьшено на 25 %у а сборочных узлов на 40 %. Уменьшению массы способствовали ременный привод, расположенного в головке блока цилинд­ров распределительного вала, отлитые из легких сплавов многие детали. У ЗАЗ-1102 на 30 . 40 % меньше крепеж­ных элементов, чем значительно сокра­щена трудоемкость сборки. Алюминие­вые радиаторы системы охлаждения двигателя и отопителя, большое число пластмассовых деталей (60 кг на автомо­биль), даже колеса с тремя крепежными болтами (их замена требует меньших физических усилий, что в, первую оче­редь оценят водители-инвалиды), рееч­ный рулевой механизм вместо червяч­ного и многие другие решения способст­вовали экономии материалов и сниже­нию массы.

В конструкцию автомобиля включены оригинальные нетрадиционные решения. В переднем тормозе суппорт охватывает диск не снаружи, а изнутри через боль­шое отверстие. Сам же диск соединен со ступицей колеса не своей центральной частью, а периферией. Применяемые на автомобиле шины впервые встречаются в практике отечественного автомобиле­строения. Благодаря их размеру удалось сократить объемы колесных ниш, рацио­нальнее использовать внутреннее прост­ранство кузова, снизить массу неподрессоренных деталей. Конструкция колеса позволила удобнее разместить запасное колесо под капотом, удобно надевать его на чашку верхней опоры передней подвески.

Шарниры равных угловых скоростей (полуоси): внутренние – типа «Трипод» со сферическими сухарями, наружные – шариковые, типа «Лебро».

При внешнем осмотре кузова заметно отсутствие хромированных элементов оформления. На колпаках колес нет декоративного покрытия. Один большой рычаг стеклоочистителя, захватывающий значительную часть ветрового стекла, проще и легче привычных двух.

На многие оригинальные технические и оформительские решения получены авторские свидетельства.

Похожие статьи:

  1. Общие сведения
  2. Общие данные
  3. Назначение трансмиссии и ее общие данные
  4. Общие рекомендации
  5. Назначение и общие данные


Рубрики