Таврия 1102 (ЗАЗ) » Двигатель » Головка цилиндров

Головка цилиндров (рис. 1) отлита из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров. Объем камеры сгорания в головке 24,685±0,5 см3, разность в объеме камер в одной головке не должна превышать 0,6 см3. Головка крепится к блоку десятью болтами. Между блоком и головкой установлена металлоасбесто­вая прокладка толщиной 1,2 мм. Затяжку болтов головки производят на холодном двигателе при температуре 15…25 °С в два приема: вначале усилием 45…50 Н-м (4,5…5,0 кгс-м) и окончательно усилием 95… 105 Н-м (9,5…10,5 кгс-м), придержи­ваясь последовательности.

В головке цилиндров выполнены клиновые камеры сгорания, впускные и выпускные каналы, резьбовые отверстия для установки свечей зажигания и протоки охлаждающей жидкости. Седла 10 (см. рис. 1) и направляющие втулки 8 клапанов изготовлены из специального жаростойкого чугуна. Седла запрессовы­ваются в головку цилиндров, нагретую до температуры +165… 175 °С.

С левой стороны головки расположены впускные и выпускные каналы, а с правой – резьбовые отверстия для све­чей зажигания. Расположение клапанов и, следовательно, осей их сёдел и втулок однорядное, под углом 21°. В головке выполнены перемычки, в которых расточены гнезда под ось коромысел и опорные шейки распределительного вала. Опорные гнезда распредели­тельного вала смазываются под дав­лением.

В специальную расточку переднего гнезда установлена манжета 20 для уп­лотнения шейки распределительного вала. Задняя часть головки обработана, и к ней через уплотнительную прокладку 29 закреплен корпус привода датчика- распределителя 28 и бензинового насоса.

Прилегающая к блоку плоскость головки и клиновые камеры сгорания механически обработаны- Этим достига­ются необходимая чистота поверхности и практически одинаковый объем камер сгорания. Верхняя часть головки закры­вается крышкой, закрепленной винтами. Необходимое уплотнение стыка обеспе­чивается прокладкой, зажатой между головкой и крышкой.

Клапаны расположены в головке цилиндров в ряде под углом 21° к вертикальной оси цилиндров. Впускной клапан 9 – цельный изготовлен из стали, а выпускной состоит из двух частей, которые в заготовке соединены стыковой сваркой. Верхняя часть клапана – его стержень – изготовлена из стали, имею­щей высокую износостойкость. Нижняя же часть стержня и головка выпускного клапана сделаны из специальной стали, сохраняющей высокие механические свойства при воздействии высоких температур. Рабочая поверхность вы­пускного клапана, примыкающая своим пояском к седлу клапана, имеет специа­льную наплавку. Оба клапана термообра­ботаны. В верхней части стержня имеются кольцевые канавки для помещения выступов сухарей 17. Номинальный диаметр стержней клапанов 8 мм. Головки клапанов – плоские, с углом рабочей фаски 45°30′± 5′. Наруж­ные диаметры головок клапанов: впуск­ного 34 мм, выпускного 29 мм, ход выпускного и впускного клапанов 8,5 мм.

Каждый клапан снабжен двумя пру­жинами, опирающимися своими торцами снизу на стальную опорную шайбу И, а сверху – на стальную цианированную опорную тарелку 16, которая на стержне клапана удерживается двумя стальными сухарями 17 с закругленными выступами для соединения их с стержнем клапана.

Направляющие втулки кла­панов, в которых перемещаются стержни клапанов, запрессованы в головку цилиндров. Окончательная обработка отверстий втулок выполнена после их запрессовки с высокой точностью.

Для лучшего уплотнения между втулками и стержнями клапанов поверх­ность отверстий имеет резьбу специального профиля, выполняющую функцию лабиринтового уплотнения. Шаг этой резьбы 1,5 мм, глубина канавки трапе­цеидального профиля около 0,25 мм. У втулок 9 впускных клапанов резьба имеется только в верхней части, а у вту­лок выпускных – по всей длине.

На наружной части втулок прорезана кольцевая канавка, в которую устанав­ливается стопорное кольцо 7, ограничи­вающее их перемещение при запрессовке. От попадания избытка масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки служат маслоотражательные колпачки – манжеты 15, надеваемые на верхнюю часть втулки с натягом и охва­тывающие стержень клапана. Масло­отражательные колпачки изготовлены из специальной термостойкой резины.

Пружины клапанов. Наруж­ная 1 (рис. 2) и внутренняя 2 пружины навиты из стальной проволоки диамет­ром 3,6 и 2,7 м соответственно. Их витки направлены в противоположные стороны, чем устраняется возможность резонанса и попадания витков одной из пружин в случае ее поломки в витки другой.

Плотность посадки клапанов в их седла обеспечивается высокой точностью обработки седел после запрессовки и притиркой фаски клапанов к седлам.

Ось коромысел клапанов 4 (см. рис. 1) стальная, полая, с закалкой шеек под коромысла и отверстиями для подвода масла к коромыслам и к гнездам шеек распределительного вала. Ось в головке стопорится винтом, а отверстие под ось закрыто резьбовой пробкой.

Коромысла клапанов 1 отлиты из специального чугуна. Места контактов с кулачками распределитель­ного вала отбелены для получения высокой твердости и обработаны по цилиндрической поверхности; под регулировочный винт выполнена резьба М8х1. Осевое перемещение коромысла ограничивается шайбами 22 и пружинами 23.

Регулировочные винты 3 изготовлены из стали. Их сферические рабочие поверхности, на которые опи­раются сферическими углублениями наконечники 18, закалены.

Регулировка зазоров между наконеч­никами 18 и торцем стержня впускного клапана 9, равного 0,15 мм, и выпуск­ного, равного 0,30 мм, производится вращением винтов 3. Фиксация винтов осуществляется гайками 2.

Наконечники 18 регули­ровочных винтов изготовлены из стали, цианированы и закалены. Наконеч­ники устанавливаются на все регулиро­вочные винты и предназначены для уменьшения износа торцов клапанов.

Похожие статьи:

  1. Головка блока цилиндров
  2. Головка цилиндров и клапанный механизм – особенности
  3. Клапаны и втулки клапанов
  4. Клапаны и направляющие втулки клапанов
  5. Проверка герметичности головки цилиндров


Рубрики