Ремонт после аварий » ДТП и защитные свойства автомобилей » Причины дорожно-транспортных происшествий

Проблема обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах привлекает большое внимание во всех странах в связи со значительными жертвами и материальными потерями при до­рожно-транспортных происшествиях.

В решениях XVI Международного дорожного конгресса отме­чено, что в ряде стран потери при дорожно-транспортных проис­шествиях превышают 1 % от валового национального дохода. По подсчетам экономистов, в Великобритании эти потери достигают 1,6%, в США — 2 % от общей суммы национального дохода (12,8 млрд дол.).

В Советском Союзе эта проблема также встает достаточно остро, так как быстрый процесс автомобилизации страны приводит к непрерывному включению в число участников движения новых водителей, еще не располагающих достаточным опытом управ­ления автомобилями в условиях интенсивного движения. В СССР народнохозяйственные потери вследствие дорожно-транспортных происшествий оценивают в 1,3 млрд руб. [5].

В большинстве стран мира общественное мнение и официаль­ная статистика органов регулирования движения усматривают ос­новную причину дорожно-транспортных происшествий в небреж­ности или ошибках водителей, в неисправности автомобилей и в до­рожных условиях. Водителей считают полностью ответственными за 82 % всех происшествий в ФРГ, 75 % в Бразилии, 74 % в Венг­рии, 41 % в Италии, 96 % в Польше. В СССР полагают, что около 3/4 всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей.

Характерно мнение в этом отношении самих участников движе­ния — водителей. В 1978 г. Международная ассоциация по изучению поведения водителей (International Drivers Ве- heaviour Research Asso­ciation — IDBRA) прове­ла в ряде стран анкетиро­вание среди водителей в целях выяснения их мне­ния по поводу основных причин дорожно-транс­портных происшествий. В каждой стране опросом было охвачено 1,5—2,0 тыс. водителей. Их ответы (табл. 1.1) в общем соот­ветствуют данным офици­альной статистики.

Каждое дорожно-транс­портное происшествие (ДТП) является результа­том нарушения взаимодействия системы автомобиль — води­тель — дорога. В последние годы значительно уменьшилось число ДТП, связанных с эксплуатацией технически неисправных авто­мобилей (3,5 %). Сравнительно небольшое число аварий (10 %) связано с дорожными условиями. Большинство происшествий (80 %) происходит вследствие превышения скорости, неправиль­ного обгона, нарушения правил проезда перекрестков и совер­шения поворотов, т. е. вследствие явных ошибок водителей в оценке обстановки движения, когда превышение скорости сверх некоторого критического значения, равного примерно 90 км/ч, по данным С. Гольдберга, приводит к резкому возрастанию опасности.

Ограничение скорости до 80 км/ч на дороге Кельн — Бонн (ФРГ), имеющей проезжую часть с четырьмя полосами движения без разделительной полосы, значительно уменьшило число дорож­но-транспортных происшествий и их тяжесть. Общее число проис­шествий уменьшилось на 49 %, число легких ранений — на 38 %, тяжелых ранений — на 57%, смертельных исходов — на 86%.

По наблюдению М. Б. Афанасьева, при ограничении скорости движения на подмосковных дорогах до 70 и 80 км/ч относительное число дорожно-транспортных происшествий снизилось соответ­ственно на 17 и 36 %, число погибших — на 47 и 29 % и раненых — на 40 и 33 %.

В настоящее время введено общее ограничение скорости дви­жения по дорогам в большинстве стран. Допускается следующая наибольшая скорость движения: 100 км/ч в Австрии, ФРГ, Швей­царии и большинстве штатов США; 90 км/ч в Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Турции и Люксембурге; 80 км/ч в Велико- бритаии, Болгарии, Норвегии, Нидерландах, Финляндии и Ав­стралии; 70 км/ч в Швеции; 60 км/ч в Японии.

В СССР на участках дорог вне населенных пунктов установле­на предельная скорость 90 км/ч для легковых и 70 км/ч для грузо­вых автомобилей.

Наиболее распространенными среди дорожно-транспортных происшествий остаются наезды транспортных средств на пешехо­дов, столкновения и опрокидывания автомобилей, а также тяже­лые аварии при разъезде в темное время суток.

Снизить процент наездов на пешеходов водители смогут при ус­ловии, если они будут более внимательны к пешеходам, особенно находящимся с правой стороны по ходу движения автомобиля. Обычно 80 % этих дорожно-транспортных происшествий происхо­дит, когда пешеходы переходят улицу или дорогу справа налево по ходу движения транспортного средства. Вследствие того что пе­шеход находится очень близко к правой стороне автомобиля, во­дитель не всегда имеет возможность предупредить происшествие.

Особую осторожность требуется соблюдать при появлении де­тей в иоле зрения водителя. Если дети уже находятся на проезжей части, водителю необходимо остановиться и пропустить их в нуж­ном направлении. В определенных условиях невнимательного пе­шехода следует заранее предупредить сигналом и, если он на него не реагирует, снизить скорость движения и увеличить интервал между автомобилем и пешеходом, чтобы при неосмотрительных действиях последнего можно было бы предотвратить наезд.

Столкновения транспортных средств происходят, как правило, при обгоне идущего впереди транспорта (каждый десятый случай), при объезде стоящего автомобиля или другого препятствия (каж­дый двенадцатый случай), при движении транспортного средства в крайнем левом ряду (каждый третий случай). Основные причины: неправильный расчет при объезде или обгоне, выезд на полосу встречного движения, а также самонадеянность водителей.

Необходимые требования, которые водитель обязан выполнять в подобной обстановке: 1) правильно оценить скорость приближа­ющихся транспортных средств и расстояния до них; 2) правильно выбрать интервал между обгоняемым и идущим на обгон автомо­билями; 3) убедиться в достаточной видимости дорожного покры­тия и гарантированном отсутствии помех для разъезда транспорт­ных средств.

Опрокидывания автомобилей в подавляющем большинстве слу­чаев возникают из-за неправильных приемов вождения: движения на уклонах с выключенной коробкой передач; выезда на скользкую обочину; применения торможения на грязной, мокрой или обледе­нелой проезжей части; резкого маневрирования рулевым колесом и т. п. Многие водители неправильно выбирают скорость движения, недооценивают тот факт, что дорожная пыль в начале дождя со­здает на дороге пленку, которая значительно снижает сцепление колеса с покрытием дороги. Поэтому при резком торможении или резком маневре автомобиль теряет устойчивость, чрезмерно уве­личивается его остановочный путь.

Дорожно-транспортные происшествия при разъезде в темное время суток, как правило, сопровождаются тяжелыми последст­виями. В большинстве случаев они возникают при кратковремен­ном ослеплении водителя светом фар встречного автомобиля. По­этому правила движения требуют, чтобы водитель при ослеплении остановился. При разъезде транспортных средств в темное время суток водители постоянно находятся в аварийных ситуациях, и в какие-то доли секунды за автомобилями при их разъезде существу­ет невидимая зона. Водителям необходимо об этом помнить, пра­вильно оценивать обстановку, заблаговременно снижать скорость движения и принимать меры, обеспечивающие возможность вне­запной остановки автомобиля.

В связи с тем, что абсолютное число дорожно-транспортных происшествий остается высоким и количество жертв на автомо­бильных дорогах очень велико (в 1976 г. в США погибло 45 422 чел. и ранено 1 800 000 чел., во Франции соответственно 13 577 и 353 745 чел., в Великобритании 6 614 и 341 447 чел., в Италии 8 927 и 217 976 чел. и т. д.), перед конструкторами автомобиле­строительных заводов встала задача — создать «безопасный» ав­томобиль.

Не найдена статья.



Рубрики