Ремонт после аварий » ДТП и защитные свойства автомобилей » Повреждения автомобилей при авариях

В результате анализа отечественных (Москва и Санкт-Петербург) и зарубежных (Стокгольм) статистических данных установлено про­центное соотношение числа повреждений кузовов при авариях по основным направлениям соударения (рис. 1). Как видно из ри­сунка, наибольшее число соударений приходится на переднюю часть автомобиля, значительное — на заднюю, наименьшее — справа и слева.

Повреждения кузовов, полученные в результате соударения, можно разделить на три категории: к первой относятся очень силь­ные повреждения, в результате которых необходима замена кузо­ва; ко второй категории относятся повреждения средней величины, при которых большая часть деталей требует замены или сложного ремонта; к третьей категории относятся менее значительные пов­реждения (пробоины, разрывы на лицевых панелях, вмятины, царапины, полученные при ударе в движении с малой скоростью). Повреждения третьей категории не представляют опасности для езды на автомобиле, хотя его внешний вид не отвечает эстетиче­ским требованиям.

Наиболее разрушительные повреждения кузова наблюдаются при фронтальных столкновениях, т. е. при соударениях, нанесен­ных автомобилю непосредственно в переднюю часть кузова или под углом не более 40—45° в районе передних стоек. Как правило, такие столкновения происходят между двумя движущимися на­встречу транспортными средствами, скорости которых складыва­ются, что создает высокие ударные нагрузки. Количество энергии, которое должно поглотиться при таких соударениях, огромно: около 80—100 кДж для автомобиля массой 950—1000 кг. Эта энергия поглощается при деформации автомобиля за время менее 0,1 с. При таких столкновениях кузов автомобиля разрушается, особенно его передняя часть, но действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам. Рассмотрим сказанное на примерах.

Пример 1. Фронтальное соударение автомобиля произошло передней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары (рис. 2). Разрушительные повреждения получили панель передка, крылья, капот, брыз­говики, передние лонжероны, рама ветрового окна и крыша. Эта деформация уста­навливается визуально. Невидимая деформация происходит в передних, централь­ных и задних стойках с обеих сторон, в левых передней и задней дверях, в левом заднем крыле и даже в задней панели багажника.

Пример 2. Соударение произошло передней частью кузова автомобиля под углом 40—45° (рис. 3). Разрушительные повреждения получили передние крылья, капот, панель передка, брызговики, передние лонжероны. Восстановить базовые точки передней части кузова без замены деформированных деталей новыми прак­тически невозможно. При этом необходимо восстановление размеров по проемам передних дверей и положению передних и центральных стоек, так как силовые на­грузки передавались через передние двери на передние и центральные стойки кузова, создавая сжимающие усилия на порог и верхнюю часть боковины кузова.

ПримерЗ. Удар нанесен сбоку в переднюю часть кузова автомобиля в рай­оне сопряжения передней панели с передними частями лонжерона и левого крыла (рис. 4). Разрушительные повреждения получили оба передних крыла, панель передка, брызговики, лонжероны, капот. Растягивающие усилия нарушили проем левой передней двери, сжимающие усилия вызвали деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Передние и центральные стойки также по­лучили значительные силовые перегрузки и отклонились от своего первоначального положения.

Пример 4. Удар сбоку в переднюю стойку кузова автомобиля с левой стороны (рис. 5). Значительно деформированы левая передняя стойка, рама вет­рового окна, кэыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики и передние лонжероны. Передок кузова автомобиля сдвинулся влево; порог и верхняя часть правой боковины восприняли растягивающие нагруз­ки, центральные и задние стойки — сжимающие нагрузки; правый брызговик в сопряжении с передней стойкой испытывал разрывающие усилия.

Выполняя внешний осмотр аварийного кузова, специалист мо­жет установить наличие перекосов по выступанию (западанию) дверей, крышки багажника и капота относительно неподвижных поверхностей кузовных деталей. Нарушение равномерности зазо­ров (свыше допустимых размеров, оговоренных в нормативно-тех­нической документации) по линиям сопряжения навесных и непод­вижных деталей также свидетельствует о наличии деформаций в деталях каркаса кузова, вызванных соударением автомобиля. При этом следует помнить, что внешним осмотром нельзя определить отклонения линейных размеров проемов кузова и геометрических параметров по базовым точкам основания кузова. Для этих целей необходимо применять измерительные средства, контрольные приспособления и стенды.

Похожие статьи:

  1. Конструктивные мероприятия, направленные на повышение безопасности автомобиля


Рубрики