Ремонт после аварий » ДТП и защитные свойства автомобилей » Конструктивные мероприятия, направленные на повышение безопасности автомобиля

Исследования режимов движения и анализ статистических данных доказывают, что наиболее вероятная скорость автомоби­лей при соударениях достигает 80 км/ч при лобовых и задних уда­рах и 64 км/ч при боковых ударах. Эти цифры и служат исходными данными для конструкторов, занимающихся вопросами расчета прочности кузовов и разработкой конструктивных мер, обеспечи­вающих безопасность современных легковых автомобилей.

Программа мероприятий, направленных на повышение безо­пасности автомобилей, включает в себя комплекс мер «активной» безопасности, которые способствовали бы предотвращению воз­никновения аварии, и комплекс мер «пассивной» безопасности, которые закладываются в конструкцию автомобиля, чтобы обеспе­чить безопасность водителя и пассажиров в случае, если аварию предотвратить не удалось.

Комплекс мер «активной» безопасности автомобиля предусмат­ривает разработку конструкций деталей и узлов, обеспечивающих эффективность торможения и надежность работы тормозного при­вода, противоблокировочных систем, позволяющих автомобилю двигаться в заданном направлении при торможении, а также меры по увеличению обзора дороги и окружающей обстановки с места водителя. Частично это достигается за счет установки на автомо­биль двухрежимного стеклоочистителя, отопителя и вентилятора, которые не допускают обледенения и запотевания стекол.

Комплекс мер «пассивной» безопасности предусматривает предотвращение или уменьшение травматизма водителя и пассажиров при аварии. Это достигается обеспечением защитной зоны вокруг каждого пассажира, ограничением возможности перемеще­ния водителя и пассажиров относительно сиденья, уменьшением уровня травматизма от ударов о внутренние поверхности пас­сажирского помещения кузова, обеспечением возможности выхода водителя и пассажиров из потерпевшего аварию ав­томобиля.

Современные легковые автомобили, к которым относятся и ав­томобили ВАЗ, обеспечивают более низкий уровень травматизма водителей и пассажиров по сравнению с автомобилями выпуска 1968—1970 гг.

Факторами, наиболее сильно влияющими на степень травма­тизма водителей и пассажиров в момент аварии, являются степень замедления и время его действия. Если замедление при столкно­вениях превышает 20g, то травмы возможны. Е Замедление, в свою очередь, находится в тесной зависимости от жесткости элементов кузова, которые первыми воспринимают ударные наг­рузки при столкновениях.

Кузов. Обеспечение защитных свойств кузова заключается в разработке и внедрении таких конструктивных решений, которые позволяют образовать вокруг водителя и пассажиров защитную зону.

Схемы влияния жесткости различных частей кузова на его за­щитные свойства показаны на рис. 1.1. Рассматривая различные конструкции кузовов, можно сделать следующие выводы:

а)   схема А не обеспечивает защиты пассажиров от тяжелых травм и смертельных случаев, так как передняя и задняя части ку­зова, крыша и пол салона изготовлены «мягкими»;

б)   схема Б не обеспечивает достаточного замедления в момент соударения и не исключает тяжелые травмы и сотрясения, так как весь кузов жесткий;

в)   схема В — салон кузова легко деформируемый, пассажиры подвержены самым опасным воздействиям;

г)   схема Г — жесткий салон в сочетании с энергопоглощающи- ми передней и задней частями кузова позволяет снизить ускорения людей в момент соударения и в наилучшей степени обеспечивает защитную зону вокруг пассажиров.

Зона повышенной жесткости кузова легкового автомобиля по­казана на рис. 1.2. Кузова такой конструкции строят по принципу прогрессивной энергоемкости, т. е. с заданной степенью усиления одних деталей и максимально допустимого смятия других в целях поглощения энергии удара.

Большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях при ударах действуют на двери, петли дверей и двер­ные замки. Двери защищают салон от проникновения внутрь пос­торонних предметов при аварии и не должны открываться во время соударения, чтобы пассажиры не могли выпасть из кузова. Двер­ные замки оборудованы надежной системой блокировки, предот­вращающей случайное их отпирание под действием инерционных нагрузок или при ударе в момент аварии, так как сами двери не должны исключаться из общего контура жесткости салона кузова.

Для защиты водителя и пассажиров при боковых столкновени­ях автомобилей в двери кузова встроены защитные брусья короб­чатого сечения. Брус размещен внутри двери между опускным стеклом и наружной панелью. Кроме защиты пассажирского по­мещения от проникновения ударяющего автомобиля брусья спо­собствуют сдвиганию ударенного автомобиля в сторону.

Бампер. Бамперы в современных легковых автомобилях долж­ны обладать защитными свойствами, заложенными при расчетах инженером-конструктором, в сочетании с декоративными особен­ностями, созданными художником-стилистом. В последних конст­рукциях легковых автомобилей устанавливают бамперы широкого профиля с наиболее закругленными формами. Их защитные свой­ства высоки, они предохраняют автомобиль от повреждений при легких столкновениях и соответствуют международным нормам безопасности.

Системы, ограничивающие перемещение водителя и пассажи­ров внутри кузова. Эти системы включают в себя сиденья и ремни безопасности.

Уровень травматизма при авариях снижается наиболее эффек­тивно, если в конструкции автомобиля предусмотрено надежное крепление пассажира к сиденью, которое, в свою очередь, не должно отрываться от пола кузова под действием аварийных пере­грузок. В автомобилях ВАЗ сиденья закреплены так, что они вы­держивают требования безопасности по продольным нагрузкам, действующим в обоих направлениях, а также по крутящему мо­менту.

Ремни безопасности, которыми оснащены все автомобили ВАЗ, отвечают требованиям стандартов ЕЭК ООН. Они имеют простое замковое устройство, обеспечивающее надежное крепление, а при необходимости позволяющее быстро отстегнуться. В рабочем по­ложении ремни обеспечивают достаточную свободу перемещений водителя и не мешают управлению автомобилем. Расчеты и прак­тика показывают, что ремни безопасности надежно защищают пассажиров при фронтальном соударении со скоростью до 80 км/ч.

Руль. Безопасность руля заключается в исключении случаев тяжелого травмирования водителей при фронтальных столкнове­ниях автомобилей. Рулевая колонка признается безопасной, если она соответствует правилам ЕЭК ООН, которыми руководствуются при испытаниях автомобиля в отношении защиты водителя от уда­ра о систему рулевого управления для официального утверждения транспортного средства.

В соответствии с этими требованиями во время испытания авто­мобиля на столкновение с железобетонным барьером массой не ме­нее 70 т при скорости 48,3 км/ч верхняя часть рулевой колонки и рулевого вала не должны перемещаться в заднем направлении го­ризонтально и параллельно продольной оси транспортного сред­ства более чем на 12,7 см. Если рулевая колонка сталкивается с моделью туловища, которая ударяется об эту- колонку с относи­тельной скоростью не менее 24,1 км/ч, то сила, с которой рулевая колонка воздействует на переднюю часть модели туловища, не должна превышать 11,35 кН (1135 кгс). Все модели автомобилей ВАЗ выдержали эти испытания и соответствуют международным требованиям.

Стекла. Ветровое стекло автомобилей ВАЗ соответствует требо­ваниям правил ЕЭУ ООН. Оно изготовлено трехслойным и состоит из двух профилированных полированных стекол с прослойкой из липкого прозрачного пластика. Основное преимущество слоистого ветрового стекла заключается в том, что трещины при ударе рас­пространяются из центра удара, осколки удерживаются на пласт­массовой прослойке, стекло сохраняет свою прозрачность, форму и не выпадает из проема кузова.

Заднее и боковые стекла изготовлены из закаленного стекла, проходят специальную термообработку, обеспечивающую повы­шенную прочность. При разрушении они распадаются на множе­ство мелких осколков без острых углов и граней, которые могли бы вызвать глубокие порезы.

Подголовники. Подголовники предназначены исключить тяже­лые травмы людей, выражающиеся в повреждении (вследствие действия больших инерционных сил) шейных позвонков и позвон­ков верхних отделов грудной клетки. Такие травмы получали люди при ударе движущегося автомобиля в заднюю часть стоящего автомобиля. При таком виде дорожно-транспортного происшест­вия подголовники по прочности должны соответствовать между­народным правилам ЕЭК ООН, а их конструкция — исключать возможность травмирования заднего пассажира при фронтальном столкновении автомобилей.

Элементы интерьера кузова. Интерьер кузова включает в себя внутреннюю отделку салона, которая должна отвечать современ­ным эстетическим и эргономическим требованиям. Интерьер спро­ектирован, изготовлен и испытан в соответствии с международны­ми нормами.

Панель приборов (рис. 1.3) изготовляют без выступающих де­талей и острых кромок, с удобным размещением контрольно-изме­рительных приборов и органов управления. Ее энергоемкость обес­печивается не только мягкой обивкой, но и введением в конструк­цию каркаса стальных тонколистовых панелей, способных при уда­ре поглощать энергию за счет их частичной деформации.

Подлокотники, двери и противосолнечные козырьки облицова­ны мягкими материалами. Ручки дверей, стеклоподъемников, кноп­ки переключателей и блокировки замков дверей размещены и изго­товлены так, чтобы в случае удара о них человек не мог получить травмы.

Значительно снижает степень травматизма так называемое бе­зопасное внутреннее зеркало, которое должно выпадать вместе с кронштейном при ударе о него головой (рис. 1.4).

На последних моделях автомобилей ВАЗ выполняют травмо- безопасную переднюю обивку потолка, которую прикрепляют к крыше в районе верхнего проема рамы ветрового окна. Эта обивка служит как бы внутренней подушкой. При этом создается эффект действия уклона, направляющего голову вниз, что способствует снижению числа повреждений шеи и головы человека при тяже­лых фронтальных столкновениях.

Конструктивные решения, внесенные в легковые автомобили ВАЗ в целях повышения безопасности водителя и пассажиров, многообразны. Здесь нашла отражение лишь малая часть их, кото­рая в наибольшей степени связана с защитой людей, находящихся внутри кузова в момент столкновений транспортных средств, и ока­зывает существенное влияние на снижение числа смертельных слу­чаев и тяжелых травм. Повреждения, которые при этом получает автомобиль, особенно его кузов, значительны, но они исправимы.

Не найдена статья.



Рубрики