Пробка радиатора

Пробка радиатора (рис. 1), которой герметически закрыва­ется его наливная горловина, служит для заправки системы охлаж­дения жидкостью. Пробка снабжена двумя клапанами, через кото­рые система охлаждения сообщается с расширительным бачком при колебаниях давления, возникающих при изменениях теплового режима двигателя.

Герметичность пробки обеспечивается резиновой уплотнительной прокладкой 3, лежащей между крышкой  и торцом горловины.

Выпускной (паровой) клапан 5 пробки предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при повышении давления в систе­ме. Оно возникает из-за расширения охлаждающей жидкости при нагреве или выделении пара. Пружина 4 выпускного клапана «Робки подобрана так, чтобы он открывался при увеличении избы­точного давления в системе до 0,5±0,05 кг/см2. Таким образом, при применении в качестве охлаждающей жидкости воды можно по- вЬ1сить температуру ее кипения до 107—109° С. При открывании выпускного клапана избыток охлаждающей жидкости или пар отводится в расширительный бачок через патрубок вливной горловины радиатора. Впускной клапан 6 (см. рис. 1) предохраняет радиатор и другие детали системы от разрушения под воздействием разрежения. Оно возникает в системе при остывании двигателя, сопровождаемом уменьшением объема охлаждаю, щей жидкости.
Прочитать остальную часть записи »

Радиатор

Радиатор системы охлаждения  — трубчато- пластинчатого типа. Он находится в передней части автомобиля, непосредственно перед двигателем. Его сердцевина состоит из 115 латунных трубок, расположенных вертикально, и 133 стальных пла­стин, расположенных горизонтально. Латунные трубки в сечении — плоско-овальные, размещены двумя рядами в шахматном порядке. Трубки имеют в сечении размер 15,45—0,05X1,75—0,02 мм. Изго­товлены они из латунной ленты толщиной 0,12 мм.

Охлаждающие пластины, установленные с шагом 2,2 мм гори­зонтально, изготовлены из стальной ленты 45×0,11 мм. В каждой „.щетине сделаны в шахматном порядке отверстия с отбортовкой для установки трубок, а также и просечки для завихрения проходящего через радиатор воздуха, что способствует повышению эф­фективности теплообмена. И трубки и пластины покрыты снаружи тонким (около 7 микрон) слоем олова для предохранения от кор­розии. Верхние торцы охлаждающих трубок впаяны в верхний, а нижние торцы — в нижний бачок радиатора. Бачки радиатора из­готовлены из отожженной латуни толщиной 0,5 мм.

С боков радиатор стянут двумя стальными пластинами карка­са толщиной 1 мм, которые приварены к бачкам точечной сваркой.

В верхнем бачке радиатора находится наливная горловина с патрубком для отвода паров и охлаждающей жидкости в расши­рительный бачок, а также патрубок подводящей трубы, по которой в радиатор поступает нагреваемая жидкость из головки блока дви­гателя.

В нижнем бачке установлен патрубок, на который надевается шланг, отводящий от радиатора охлажденную жидкость к термо­стату. Кроме того, в нем предусмотрены сливной краник и сквоз­ная труба, через которую проходит пусковая рукоятка.

Ввиду того что ось вентилятора смещена относительно сере­дины радиатора на 85 мм, для направления воздушного потока через радиатор с задней стороны последнего установлен кожух вентилятора. Он состоит из верхней и нижней частей, бандажей и перегородок.

Радиатор опирается нижним бачком на резиновую опору. Его верхняя часть соединена с двумя кронштейнами посредством рези­новых муфт и распорных втулок, стянутых двумя болтами. Наруж­ная поверхность собранного радиатора окрашена синтетической эмалью.

Водяной насос

Водяной насос системы охлаждения (рис. 1) установлен на переднем части правой (по ходу движения автомобиля) стороны блока цилиндров. Насос и сидящий на его валу вентилятор приво­дятся в действие трапециевидным ремнем от шкива, который уста­новлен на носке коленчатого вала. Насос — лопастного типа, цент­робежный. При вращении стального вала 10 насоса вращаются на­прессованные на вал ступица вентилятора 4 и чугунная крыльчатка 11 с семью спиральными лопастями.

При этом жидкость, подводимая через патрубок 14 (от термо­стата) и отверстие 13 (от отопителя и карбюратора) корпуса на­соса, отбрасывается крыльчаткой к наружному периметру полости насоса А и нагнетается в водяную рубашку блока через отверстия в насосе и блоке. Вал 10 вращается в двухрядном неразборном под­шипнике 5, который имеет влаго- и грязезащиту и не требует по­полнения смазки в процессе эксплуатации. От продольного переме­щения относительно крышки 8 водяного насоса подшипник зафик­сирован винтом 6.
Прочитать остальную часть записи »

Водяная рубашка двигателя

Водяная рубашка двигателя  состоит из полостей и проток, получаемых при отливке. Они расположены в блоке цилиндров, головке блока и впускной трубе. В прокладках, уплотняемых места соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости.

Нагнетаемая насосом в водяную рубашку блока охлаждающая жидкость омывает наружные поверхности стенок цилиндра, унося выделяемое тепло. Таким же образом она отводит тепло и от ка­мер сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов, проходя по протокам головки блока.

Выходящая из головки блока жидкость служит уже не для охлаждения, а для подогрева. При открытом кране радиатора отопителя она подогревает поступающий в салон кузова воздух; во впускной трубе подогревает ее стенки, улучшая смесеобразова­ние и препятствуя образованию топливной пленки; обогревает смесительную камеру карбюратора в зоне отверстий системы холо­стого хода, где под воздействием высокой скорости перемещения воздуха наблюдается сильное охлаждение, ухудшающее смесеобразованне. Жидкость, попав в радиатор, охлаждается, отдавая свое тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через него воз­духу. Циркуляция воздуха обеспечивается вентилятором

Система охлаждения

На автомобиле «Жигули» применена жидкостная система ох­лаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости при помощи центробежного насоса. Система закрытого типа, т. е. со­общение ее с атмосферой происходит только через специальные клапаны, которые открываются при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждаю­щей жидкости служит специальный расширительный бачок.

Тепловой режим двигателя контролируется по температуре ох­лаждающей жидкости, датчик которой установлен на левой сторо­не головки блока, над четвертым цилиндром, а термометр — на па­нели приборов. Применение системы жидкостного охлаждения подобного типа обеспечивает наивыгоднейший тепловой режим двигателя, при котором повышается его долговечность и улучшает­ся экономичность.

Система охлаждения (рис. 1) состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса 17, радиатора 18, термостата 2, венти­лятора 3, пробки радиатора 4 с двумя предохранительными клапа­нами, расширительного бачка 7, соединительных трубопроводов, Двух сливных краников 13, датчика термометра 10, ременного при­вода У вентилятора 3 и насоса. К ней подключен также теплооб­менник отопителя салона кузова 12, циркуляция жидкости через который регулируется краном 11. Заполняется система 50%-ным водным раствором специальной жидкости «ТОСОЛ-А», обладаю­щей антикоррозийными свойствами. Кроме того, она не склонна к вспениванию, отложению накипи и испарению, а при низких тем­пературах не превращается в лед. При 45° С 50%-ный водный рас­твор «ТОСОЛ-А» превращается в густую массу, температура его кипения при нормальном атмосферном давлении около +105° С. Периодичность смены жидкости — 60 тысяч км пробе­га автомобиля или 2 года. В теплое время года (при температуре окружающего воздуха выше 0° С) можно использовать и воду. Ем­кость системы охлаждения (вместе с теплообменником отопителя кузова) 8.5 л. Заправка охлаждающей жидкостью производится вначале через горловину радиатора, которая после наполнения закрывается пробкой, а затем — через пробку расширительного бач­ка до уровня, превышающего (при холодном двигателе) отметку «мин», сделанную на стенке бачка.

Система охлаждения двигателя отличается от систем охлаж­дения других отечественных автомобилей тремя особенностями. Во- первых, ее термостат установлен перед водяным насосом. Во-вто­рых, сам термостат сделан двухклапанным, чем обеспечивается быстрый прогрев двигателя при перепадах температуры жидкости в водяной рубашке не более 10° С. В-третьих, вместо жалюзи ра­диатора применяется специальный съемный утеплитель.
Прочитать остальную часть записи »



Рубрики